О необходимости быстрого развития Дальнего Востока неустанно говорил Владимир Жириновский. Под его руководством была разработана специальная программа по ускорению роста экономики и развитию социальной сферы Дальнего Востока. Сегодня основные элементы этой программы поэтапно претворяются в жизнь. Поездка Председателя ЛДПР Леонида Слуцкого на Дальний Восток свидетельствует о том, что партия неуклонно следует тем рекомендациям и направлениям, которые были разработаны вчера и становятся все более актуальными сегодня. Дальний Восток в связи с расширением санкций против России приобрел особое значение, так как здесь проходят транспортные маршруты в азиатские страны, быстро развиваются экономические и культурные связи России с большинством из этих стран.
Только за последние несколько лет на Дальнем Востоке создано 900 новых предприятий. Инвестиционный портфель здесь составляет порядка 9 триллионов рублей, это реальные инвестиционные проекты, которые будут реализованы в ближайшие годы. Уже в этом году будет завершено строительство новых аэровокзалов в Улан-Удэ и в Магадане. Строятся крупные горно-обогатительные комбинаты в Забайкальском и Хабаровском краях. Разрабатывается уникальное Удоканское месторождение меди, быстро растет добыча угля, железной руды, строятся деревообрабатывающие предприятия. Дальневосточная авиакомпания «Аврора» осуществляет регулярные рейсы между городами Дальнего Востока. Активно работает санитарная авиация, реализуются социальные программы – дальневосточной ипотекой воспользовались почти 100 тысяч человек, более 120 тысяч получили земельные участки по программе «Дальневосточный гектар». В городах Дальнего Востока реконструируются парки, скверы, строится много детских садов и школ, развивается туристическая составляющая этого красивого и благодатного края.
Одна из проблем развития Дальнего Востока – это фрагментация системы управления, когда отдельные даже крупные инвестиционные проекты реализуются без достаточной увязки друг с другом, без соблюдения баланса между создаваемыми рабочими местами и потребностью в трудовых ресурсах, которые должны иметь хорошее жилье, не астрономические цены в магазинах, достаточное количество детских садов и школ, мест для занятия спортом, а также для отдыха и досуга. Именно в такой нестыковке и заключается причина продолжающегося, пусть и более медленного, чем в предыдущие годы, оттока населения Дальнего Востока. Сегодня на Дальнем Востоке детей и подростков в возрасте до 15 лет почти в два раза меньше, чем молодежи в возрасте 20-29 лет. Поэтому без привлечения и закрепления людей на Дальнем Востоке перспективы его развития не выглядят достаточно оптимистично. Здесь должны быть созданы более комфортные условия для жизни, работы, карьеры, чем в европейской части страны.
Есть также дисбаланс между потребностью в энергетических ресурсах крупных строек и нефтеперерабатывающими мощностями. В настоящее время продолжается строительство и расширение судостроительного комплекса «Звезда» в Большом Камне рядом с Владивостоком, космодрома в Циолковском, Амурского газоперерабатывающего и газо-химического комплекса в Свободном. Но во всем регионе работают только два нефтеперерабатывающих завода – Комсомольский и Хабаровский, мощностей которых явно не хватает для обеспечения растущих потребностей Дальнего Востока в бензине, дизельном топливе, маслах.
Невыгодно сейчас стало строить и расширять нефтеперерабатывающие заводы. Почему? Мешает этому так называемый налоговый маневр министерства финансов, когда снижается экспортная пошлина и одновременно растет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Нефтеперерабатывающие заводы стали сегодня убыточными и получают дотации из бюджета, чтобы стабилизировать цены на бензин и дизельное топливо. Фактически это является искусственно созданным препятствием на пути сбалансированного развития производства не только на Дальнем Востоке, но и других регионах страны. Давно пора, особенно, сегодня в условиях жестких санкций, отменить этот налоговый маневр, повысить экспортные пошлины на вывоз сырой нефти и снизить НДПИ, чтобы не росли издержки нефтепереработки и бюджет получал дополнительные средства, а не расходовал их на поддержку нефтеперерабатывающих заводов.
Дальний Восток сегодня производит столько промышленной продукции, сколько Московская область. Территория – почти треть страны, а доля в производстве порядка пяти процентов. Этот дисбаланс надо менять также в пользу региональной сбалансированности страны, что даст ей более высокую геополитическую устойчивость.
Многие инвесторы на Дальнем Востоке сегодня подчинены одной цели – масштабный вывоз нефти, газа, угля, древесины в Китай, Южную Корею и другие страны Азиатско-тихоокеанского региона. Это важно, но еще важнее обеспечивать сбалансированное развития Дальнего Востока с множеством машиностроительных, обрабатывающих производств, создающих рабочие места, и обеспечивать действительно комфортные условия жизни дальневосточников.
Одна из основ укрепления экономической базы Дальнего Востока – так называемые территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) со льготным финансовым (налоговым, таможенным, тарифным) и административным режимом функционирования, конкурентным в сравнении с лучшими специальными зонами Китая, Гонконга и Сингапура.
Очень важно при этом осуществить переход к высокотехнологичной добыче и углубленной переработке сырья. Необходимо развивать инновационно-сервисные предприятия вдоль границы с Китаем.
Такой подход – создание на сырьевом фундаменте целых отраслей с высокой добавленной стоимостью – удалось реализовать Австралии, Канаде, в последнее десятилетия в значительной степени и Бразилии, которые перестали быть чьими-то сырьевыми придатками.
Для того, чтобы успеть закрепиться на рынках АТР, в первую очередь нужно развивать свою транспортную инфраструктуру и не только для вывоза природных ресурсов, но и для авиационного и автомобильного сообщения для населения. При этом горизонты планирования должны быть на несколько десятилетий вперед. Инвесторы должны понимать, что это всерьез и надолго. Например, концепция развития Китая – вперед на 50 лет.
И свой, и мировой полезный опыт надо использовать.
Главным эффектом должно быть массовое создание новых рабочих мест квалифицированного труда и строительство комфортного и действительно доступного жилья. Причем такие рабочие места и жилье нужно строить как для переселенцев, так и для коренных жителей, поскольку односторонняя помощь переселенцам может привести к социальному противостоянию и бытовым конфликтам.
Организация стратегической занятости лежит в создании рабочих мест для специалистов высокой квалификации, представляющих не только самую современную промышленность, но и промышленность завтрашнего дня. По сути, необходимо проектировать новый техно-промышленный уклад и развивать к нему авангардное градостроительство, которые увеличивают производительность труда в несколько раз и, вместе с тем, делают привлекательной жизнь и работу для молодых. Только в новые города с современными инфраструктурными промзонами по типу Пудун (КНР) или Джаронг (Сингапур) с интересом поедет лучшая российская молодежь и наиболее перспективные соотечественники. Только в этом случае мы имеем реальные шансы организовать опережающее развитие Дальнего Востока в ближайшие пять-семь лет, т.е. в обозримый и ответственный для страны период.
Локомотивами быстрого роста всегда становятся большие проекты. Энергия подъема угаснет, если растащить ее по мелочам. Эта энергия «соберет» общество, если будет направлена на проекты национального масштаба. После всех кризисов Россия вновь собиралась через Общее дело. Петр I строил флот. После Крымской войны – интенсивное строительство железных дорог, после Гражданской войны – ГОЭЛРО. После Великой Отечественной – атомная и космическая программы.
Сейчас объединяющим национальным проектом может стать создание новой транспортной системы России, включающей все регионы страны, с активным использованием ее геополитических и природных конкурентных преимуществ. Безусловный приоритет здесь принадлежит Дальнему Востоку.
М.Н. Сидоров
Фото: mykaleidoskope.ru