Как повысить конкурентоспособность: предложения ЛДПР

Рост конкурентоспособности означает производство товаров и услуг на новой технологической основе, которые имеют низкие издержки производства и высокое качество. Несмотря на то, что нам часто показывают то новые роботы, то новые приборы – это до последнего времени, как правило, были отдельные примеры, а не серийное производство. Только в последние пару лет начинает расти количество готовых к применению научных разработок. Постепенно увеличивается число патентных заявок. Но всё же по их числу мы существенно отстаём от Китая и ряда других стран.   

Это было результатом недофинансирования научных учреждений и вузов во многих регионах страны. Остаётся ещё недостаточным применение высоких технологий в крупных и средних компаниях. Немногим более 10% наших компаний применяют высокие технологии. Для примера в Венгрии таких компаний 20 %, в Германии – до последнего времени было более половины, причем, во всех землях Германии. Сегодня Германия теряет свою конкурентоспособность, издержки производства там растут из-за переориентации с сравнительно дешёвых российских энергоресурсов на более дорогие американские и ближневосточные. Похожая ситуация и в других европейских странах.

Россия обладает мощным конкурентным преимуществом в виде больших запасов нефти и газа. Но используем эти преимущества явно недостаточно, так как ещё в 1990-е годы стали слушать западных советников о том, что нам надо свои цены ориентировать на уровень мировых. Не производительность труда, а именно цены, что явно ослабило наши конкурентные преимущества. Да и сегодня нередко внутренние цены повышаются вслед за увеличением цен на мировых рынках. Вот здесь бы надо более твёрдо отстаивать свой экономический суверенитет с помощью таможенно- тарифной политики.

Санкции, поставка оружия на Украину русофобия – тут нечему удивляться – выплёскивается вечная ненависть к России. Особенно тогда, когда она начинает укрепляться. Худшее для нас было- это не дипломатические войны, а то, что деньги, которые мы выручали от продажи ресурсов, не работали на развитие наших регионов и повышение их конкурентоспособности, а возвращались «хозяевам денег» в виде международных резервов.

Мало кто понимает, в какую экономическую ловушку нас прежде загнали с помощью ФРС и МВФ. Свои же деньги мы не могли тратить на свои же нужды, даже хотя бы 20-30% от этих так называемых международных резервов. Китай правда уже давно начал такие резервы расходовать на собственные нужды, но наши финансисты и банкиры были «святее Папы Римского. Это не давало быстро развиваться нашим регионам и повышать их конкурентоспособность. Сегодня половина этих резервов (300 млрд.долл.) заморожены в иностранных банках, где мы почему-то хранили свои деньги. Ответственных нет. Нельзя впредь делать подобных ошибок.

Целесообразно и сегодня часть средств из так называемых международных резервов Центрального Банка направлять в региональные НИИ и Вузы, в Новосибирское, Уральское, Дальневосточное отделения Академии Наук. И прежде всего в те регионы, где есть база для науки и создания конкурентоспособных товаров. Говорим об отрицательном не для того, чтобы прибавить негатива, которого у нас и так хватает, особенно, в СМИ, а для того, чтобы активизировать инновации во всех регионах страны и повысить их конкурентоспособность. Надо брать за пример здесь реальные плановые инструменты, которые применяются сегодня в оборонном комплексе, и он блестяще показывает высокую конкурентоспособность своей продукции.

Конкуренция – вещь жестокая: сильный душит слабого. Куда же этим слабым деваться? Внутри страны нельзя затаптывать слабых. Здесь больше должна работать кооперация. Сильные в научно-технологическом отношении должны помогать более слабым, но не деньгами, а инновациями, давая возможность работать и развиваться. Меньше банкротств, тем более, вынужденных, нам надо быстро насыщать свой рынок собственными товарами и услугами, поменьше уповать на параллельный импорт. Надо, чтобы сильные регионы, сильные компании не развивались за счет слабых, а оказывали им реальную поддержку лучшими кадрами, новыми технологиями и реальными инвестициями.

А вот по отношению к другим странам должен быть другой подход. Здесь схватка за жизнь страны, туда надо разворачивать конкурентную борьбу не только в военной сфере, но в информационной, культурной, научной. Почему к нам сейчас часто относятся неуважительно. Сами дали повод. Деньги выводили на Запад, регистрировали компании на Западе, сколько лет говорили, что без иностранных инвестиций не сможем развиваться, верили ангажированным международным экспертам, рейтингам. Сегодня, как говорится, маски сброшены, и надо жёстко и твёрдо навязывать свою повестку в конкурентной борьбе с Западом.

Выход очевиден – больше создавать совместных научных и других организаций с Китаем, Индией, Ираном, Турцией. Особенно это касается наших приграничных регионов. Для Запада во все века мы были варварами, на Востоке и в Азии к нам сохранили уважение, и задача теперь не отстать от восточных и азиатских стран.

За развитием конкуренции у нас следит Федеральная антимонопольная служба, публикует солидные доклады. Она часто отмечает, что в нашей экономике «очень много государства», а малый и средний бизнес развивается недостаточно быстро. ФАС оценивает конкуренцию на рынках сахара, алкоголя, газа, нефти и нефтепродуктов, но очень мало внимания уделяет сельскохозяйственному, энергетическому машиностроению, станкостроению. А здесь корень слабой конкурентоспособности наших регионов. До сих пор завозим много машин, оборудования, тракторов, комбайнов, ЭВМ, строительной, дорожной техники, больше, чем сами производим. Малый бизнес, особенно инновационный, развивается не сам по себе, а совместно с крупным. Здесь бы ФАС надо разобраться с конкурентоспособностью наших регионов и крупных компаний.

 

Сидоров М.Н.

@smilemakc © 2020