По материалам: "РГ", 28.01.2025
Продавать россиянам дополнительные услуги и товары можно будет только с их согласия. Это предполагает правительственный законопроект, который Госдума приняла в первом чтении. Документ прокомментировал депутат фракции ЛДПР Владимир Сипягин.
"Даже сейчас, пока мы принимаем закон, люди тратят и продолжают тратить колоссальные средства на дополнительные услуги, которые навязываются им различными ТЦ. Практику навязывания услуг мы можем наблюдать везде: начиная с покупки билетов на самолет или поезд, заканчивая приобретением дорогостоящих товаров: автомобилей, катеров и т. д. Когда человек осознает, что его облапошили, он вряд ли пойдет в суд и потребует возврата денег. У нас люди не любят ходить по судам. Это связано со сложностями, с которыми сталкиваются потребители при попытке защитить свои права. Ну и, конечно же, низкая вероятность выигрыша и трудоемкость процесса отбивают у многих желание обращаться в суд.
В данном случае в этом законе правильно прописаны те аспекты, в которые может попасть человек. Но вопрос в другом - вопрос отмены и востребования их через суд. Необходимо создать механизм, позволяющий потребителям легко и быстро возвращать деньги за навязанные услуги. Это может быть онлайн-платформа или специальный отдел в органах защиты прав потребителей.
По моему мнению, надо не только запрещать практику введения дополнительных услуг, необходимо вводить драконовские штрафы, превышающие ту финансовую выгоду, которую извлекли из людей компании благодаря дополнительным услугам.
Повторюсь: штрафы должны быть значительными, многократно превышающими полученную незаконную прибыль. Это сделает навязывание дополнительных услуг экономически невыгодным для компаний. Можно рассмотреть штрафы в виде процента от годового оборота компании, чтобы учитывать масштаб бизнеса.
Комбинация жестких штрафов, упрощенной процедуры возврата средств и публичности нарушений может существенно снизить масштабы этой проблемы. Важно создать такие условия, при которых компаниям будет проще и выгоднее вести честный бизнес, чем обманывать потребителей".