Скачать мобильную версию журнала «За Русский Народ»

Противодействие коррупции

Совершенствование антикоррупционных механизмов в системе таможенных органов Российской федерации.
В нашем мире и в Российской Федерации в том числе, имея большую сумму денежных средств, можно делать всё что только заблагорассудится с наименьшим ожиданием и без какой-либо трудности, перевоз любого товара без декларирования? Не вопрос! Запрет выезд из страны? Не проблема! Если под рукой имеются крупные денежные средства, есть возможность облегчить жизнь себе и материально поддержать других.
С одной стороны, это выглядит удобно, полная свобода действий и в то же время другим людям оказывается материальная поддержка. Но каждому действию имеется своё противодействие. Не замечая этого, наносится колоссальный урон государству и людям, пользующимся данными услугами. 
К примеру, после того как вы простояли огромную очередь в магазине на кассе, и в последний момент, пользуясь своим авторитетом, перед вами становится директор этого самого магазина и не смотря не на что его обсуживают впереди вас. Согласитесь, ситуация не из приятных. Но ещё хуже становится, когда вы узнаёте, что на кассе вас ещё и обсчитали на несколько процентов. Примерно так работает коррупция. Другими словами, одним — это удобно, а другим во вред.
В свою очередь, таможенные органы играют значимую роль в формировании государственного бюджета путём взимания налогов и пошлин с товаров пересекающие государственную границу. Помимо этого, они обеспечивают защитную функцию - запрет перевоза оружия наркотиков и иных запрещённых предметов и вещей с целью предотвратить их дальнейшее распространение среди населения. Исходя из этого коррупция в таможенных органах крайне опасна как по отношению к населению, так и по отношению к экономике государства. 
Если за пример взять Российскую таможню, по данным сайта life.ru, до 2011 года в домодедовской таможне за 1 доллар можно было перевезти 1 килограмм товара «беспрепятственно, без оформления бумаг». Благодаря таким противозаконным действиям главы таможенного органа, государство потеряло крупную сумму денежных средств, что существенно сказывается на экономике государства. 
Случаи коррупции случаются ежедневно, но лишь некоторые из них публикуются и пресекаются должным образом, остальная их часть остаётся в тени. Под данным сайта www.tks.ru за 2018 год было возбуждено 186 уголовных дел, связанных с коррупционной деятельностью таможенных органов, среди них находятся 40 должностных лиц и 54 гражданских (взяткодателей). 
Даже не смотря на суровые наказания, предусмотренные статьёй 290 «Получение взятки» уголовного кодекса Российской Федерации должностные лица таможенных органов, продолжают оказывать нелегальные услуги своих полномочий за определённую сумму. 
Помимо уполномоченных должностных лиц, уголовный кодекс предусмотрен и для тех, для кого эти услуги совершаются, в частых случаях ими являются физические лица, располагающее большими суммами денежных средств и какой-либо определённой целью, результат которой зависит от этих самых уполномоченных представителей. Статья 291 «Дача взятки» уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за правонарушение: штраф, лишение свободы, лишение права занимать определённые должности, запреть заниматься определённой деятельностью и т.д. 
За 2019 год, из материалов по противодействию коррупции Дальневосточного таможенного управления, было возбуждено 28 уголовных дел коррупционной направленности, из которых 20 уголовных дел, в отношении должностных лиц таможенных органов и 8 уголовных дел в отношении гражданских лиц (взяткодателей).
Из выше приведённых примеров, можно сделать вывод, что насильно или принудительно данное правонарушение устранить невозможно и к нему требуется особый подход. На примере рассмотрим методы борьбы, представленные федеральной таможенной службой (далее ФТС), направленные на противодействие коррупции в таможенных органах Южного таможенного управления.
7 августа 2018 г. был сформирован план мероприятий, утверждённый приказом ФТС №1250 «Об утверждении плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации, представительствах таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, на 2018-2020 годы». Этот приказ направлен на предотвращение дальнейших случаев правонарушения коррупционной направленности. 
В структуру плана были включены различные подходы по повышению эффективности противодействия коррупции в таможенных органах. 
Пункт 1 «Обеспечение соблюдения должностными лицами таможенных органов Российской Федерации…» регламентирует мероприятия по соблюдению таможенными органами определённых требований к служебному поведению таможенных служащих, организовывает заседания по профилактике коррупционных правонарушений, обеспечивает контроль за расходами и доходами должностных лиц и работников таможенных органов, проводит мониторинг изменений антикоррупционного законодательства в Российской Федерации и т.д. с целью увеличения надзора над представителями и работниками таможенных органов и своевременном пресечении возможных правонарушений.
Пункт 2 приказа федеральной таможенной службы №1250 включает в себя список проводимых мероприятий, связанных с мониторингом, причин и случаев коррупционных проявлений. К ним относятся: оснащение должностных лиц таможенного органа, средствами: фото, видео и аудиозаписи фиксации их деятельности при проведении таможенного досмотра и таможенного контроля, а также дальнейший мониторинг зафиксированных данных. Мероприятия по созданию единой системы документооборота, что позволит осуществлять более надёжный контроль над таможенными документами, а также обеспечение надзора над использованием ресурсов федерального бюджета и принятию мер по устранению возможных коррупционных проявлений и т.д. Эти и другие мероприятия направленны на уменьшение возможных проявлений коррупционной деятельности и одновременно мониторингу всех уровней таможенных органов с последующим пресечением выявленных правонарушений.
Пункт 3 включает в себя мероприятия по взаимодействии таможенных органов с институтами гражданского общества, они обеспечивают доступность информации о деятельности таможенных органов. В них входят: обновление актуальной информации о противодействии коррупции таможенными органами, а также доходах, расходах, имуществе и служебные обязательства сотрудников таможенных органов на официальном сайте, что позволяет оповестить граждан об проведении антикоррупционной деятельности, обеспечить прозрачность, доступность в сфере таможенных органов. Так же данные мероприятия позволяют активно взаимодействовать с общественными структурами, что позволит повысить эффективность противодействия с коррупцией благодаря включению и взаимодействию с институтами гражданского общества. 
В борьбе с коррупцией хотелось бы обратить внимание на эффективность внедряемых антикоррупционных мероприятий в сфере таможенных органов. Они должны быть направленны преимущественно на моральные принципы сотрудников, а не только на подчинение законам, что в свою очередь увеличит эффективность всех существующих антикоррупционных мероприятия.
В заключение хотелось бы отметить, что коррупция не в коем случае не должна присутствовать в таможенных органах, от этого будет зависить как экономика страны, так благосостояние и защита граждан.